русский (Россия)

Возрастающие требования к энергосбережению порождают повышенные требования к качеству оперативного учета энергоресурсов, к оперативному выявлению и локализации разбалансов в региональных энергосистемах на всех уровнях энергоснабжения.

ООО "АНТ-Информ" разработало платформу для организации иерархической диспетчеризации и автоматизации производственно-технологических процессов в газовой отрасли под названием ИМУС. Решение зарегистрировано как интеллектуальная собственность ООО "АНТ-Информ".

Рассмотрим основные принципы построения платформы ИМУC, её место в информационном ландшафте предприятия энергетики, архитектуру и функциональную структуру.
 
ИМУС – интеграционная платформа
Любая диспетчерская мониторинговая система в энергетике должна работать с большим количеством разнородных источников данных в реальном масштабе времени - это технологические данные от АСУ ТП, SCADA-систем, информация от смежных автоматизированных систем, поддерживающих производственно-хозяйственную деятельность, систем ТОиР, систем поддержки документооборота.
Для обеспечения таких возможностей платформа должна поддерживать интеграционные технологии.
ИМУС строится на основе корпоративной интеллектуальной шины.
Для организации территориально-распределенной работы диспетчерских служб используются JMS (Java message server) серверы. Интеграционная платформа базируется на адаптерной технологии. В ее основе лежат адаптеры, которые поддерживают различные стандартные и проприетарные протоколы и интерфейсы. Адаптеры позволяют использовать различные интеграционные сценарии для различных типов оборудования. Интеграционные сценарии должны гибко перестраиваться, поэтому они готовятся на скриптовых языках системным администратором без участия разработчиков. Интеграционный сценарий может модифицироваться на местах в случае модернизации или замены оборудования.
Эффективные средства визуализации – основа диспетчерского контроля и оперативного реагирования
После интеграции больших объемов оперативных данных в единое информационно-технологическое пространство возникает проблема их эффективного представления оператору, который имеет достаточную компетенцию для качественной оценки ситуации и оперативного реагирования.
Наиболее эффективная для специалиста визуализация должна осуществляться на технологической схеме. Если объекты контроля разнесены территориально, то эффективная визуализация может осуществляться только с использованием географических карт, планшетов или схем. ИМУС эффективно работает с пространственными данными и различными графическими форматами, позволяя связывать источники технологических данных на карте или технологической схеме, осуществлять пространственные, сетевые и гидравлические вычисления и визуализировать результаты на картографических и графических форматах в местах их анализа и мониторинга. ИМУС работает с большинством открытыхстандартов картографических данных и распространенных графических форматов.
Событийная модель ИМУС - основа мониторинга
Большое количество технологических данных, меняющихся в реальном масштабе времени, даже при эффективной визуализации в некоторых случаях не позволяет оперативно реагировать на их критические сочетания. Для решения такого класса задач ИМУС включает специализированную подсистему, которая обеспечивает конфигурирование событий, их мониторинг и маршрутизацию с учетом функциональных ролей пользователей. События от источников технологической информации, нормативная информация от производственно-экономических систем и систем техобслуживания и ремонта могут давать в определенных сочетаниях значимые события для операторов системы, на которые необходимо реагировать различными действиями. При этом существенно, что события, интересные для диспетчера, не всегда интересны для технического персонала эксплуатации КИП, и наоборот. ИМУС обеспечивает конфигурирование событий, маршрутизацию сигналов в случае происшествия события на различные функциональные роли по подписке, отображение их на картах, технологических схемах в месте локализации объектов - источников событий, уведомление о событиях ответственных сотрудников по e-mail и смс согласно подписке на события.
Сервисно-ориентированная архитектура
Ни одна внедряемая система в настоящее время не существует как единственная на предприятии и находится в постоянно развивающемся IT-ландшафте. Кроме того, по мере внедрения системы и ее адаптации под бизнес-процессы организации у пользователей появляются новые информационные и функциональные потребности, которые необходимо удовлетворять на этапе сопровождения. Для решения указанной проблемы ИМУС построен по принципу сервисно-ориентированной архитектуры. Это позволяет быстро и эффективно интегрировать новый функционал с существующими возможностями системы. Все функции системы реализованы как сервисы. За счет этого, например, вновь появляющийся расчет гидравлики будет автоматически визуализирован на картографическом фоне или на технологической схеме. Аналитические расчеты и справочная информация привязаны к соответствующим объектам и могут быть вызваны из любой точки, где пользователь работает с объектом как сервисы. Различные объекты имеют различный набор сервисов, они могут изменяться в процессе жизненного цикла системы, но пользователь видит их как новые возможности, связанные с соответствующим объектом на карте, технологической схеме или в табличном представлении объектов анализа и мониторинга.